×
Site search
Как пандемия повлияла на туристическую отрасль в Казахстане.

Туристическая сфера попала в очень тяжелое положение – 16 марта 2020 года в Казахстане объявлено чрезвычайное положение, по всему миру закрылись границы, остановлены международные авиаперевозки. О том, с какими вызовами столкнулась туристская сфера Казахстана и какие меры по выходу из ситуации были предложены, рассказала министр культуры и спорта РК Актоты Раимкулова, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-службу ведомства.


«Одним из первых серьёзных сигналов стала проблема возврата казахстанских туристов, отдыхавших в этот момент на мировых курортах. Стоит отметить, что с данной проблемой столкнулись многие страны мира. Благодаря механизму Системы гарантирования прав граждан в сфере выездного туризма, внедренного Правительством заблаговременно, позволило нам в сложившейся ситуации, оперативно организовать в течение недели возврат на родину 5 913 казахстанских граждан. Система давала возможность знать поименно каждого туриста, место и период его отдыха, что позволило нам максимально эффективно выполнить эту задачу. Далее, мы столкнулись с финансовыми проблемами на туристском рынке. Компаниям нужно было платить налоги, зарплаты своим работникам, чтобы удержать квалифицированные кадры, а также содержать свои офисы. В рамках работы Правительства по принятию антикризисных мер, нашим министерством были внесены соответствующие предложения по освобождению от налогов, предоставлению льготных кредитов, а также отсрочки по действующим кредитам. Все эти меры были поддержаны Премьер-Министром и финансовым блоком правительства», - сказала Актоты Раимкулова.


С учетом постепенной стабилизации эпидемиологической ситуации, были выработаны дополнительные меры по планомерному восстановлению туристского рынка, сообщила глава Минкультуры. 


«Совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития на первом этапе было начато восстановление межгородских авиа- и ж/д сообщений, автобусных перевозок. Затем постепенно налажено авиасообщение по основным мировым курортным дестинациям, что позволило туркомпаниям выполнить ранее принятые, но отложенные обязательства перед клиентами, оплатившими путевки на отдых с марта по май 2020 года. Для запуска казахстанских курортов совместно с Министерством здравоохранения были выработаны алгоритмы безопасной работы туристских объектов, они показали свою эффективность в применении, что позволило своевременно поддержать сферу внутреннего туризма», - рассказала министр. 


Как отметила А. Раимкулова, продолжилась работа по продвижению законопроекта о туризме в Мажилисе Парламента. В условиях тотального сокращения расходов бюджета депутатами Мажилиса и Правительством был поддержан ряд новых мер государственной поддержки туристкой отрасли. Были одобрены расходы в размере 163 млрд. тенге до 2025 года. Эти меры должны оказать существенное позитивное влияние на развитие рынка туристских услуг в посткризисный период.


«Стоит отметить, что период пандемии усилил взаимодействие туристского рынка, НПП «Атамекен» с АО «НК «Казах Туризм». Были подписаны Дорожные карты, на постоянной основе проводились вебинары и обсуждения проблемных вопросов, вырабатывались новые подходы, организовывались исследовательские экспедиции. В целом итоги 2020 года показывают, что Правительство успешно справилось с задачей по постепенному восстановлению туристского рынка. И здесь важно отметить понимание и поддержку казахстанского туристского бизнеса, который ответственно придерживался всех регламентов и ограничений, не допустив фактов заражений отдыхающих на своих объектах», - подчеркнула А. Раимкулова. 


О «сюрпризах» пандемии для туристской сферы Казахстана и всех подробностях принимаемых мер рассказал председатель Комитета индустрии туризма Дастан Рыспеков: 


«Система гарантирования прав граждан в сфере выездного туризма создана 2016 году, за это время она показала свою эффективность. В частности с наступлением пандемии наше министерство, совместно с оператором системы Фондом «Туристтік қамқор», в течение недели обеспечило возврат всех казахстанских туристов, отдыхавших в тот момент на мировых курортах. Всего было осуществлено 19 чартерных рейсов совместно с авиакомпаниями «Эйр Астана» и «Скат». При этом Казахстан на пространстве СНГ провел эту работу быстрее всех и оказал содействие другим государствам. 


Здесь необходимо отметить, что на эти цели ни одного тенге из государственного бюджета не было затрачено, использовались средства Фонда, накопленные за счет взносов туроператоров. Таким образом, созданный правительством механизм стал своего рода «подушкой безопасности». 


Также он сообщил, что в целях экстренной поддержки отрасли, совместно с НПП «Атамекен» и туристским сообществом нами были разработаны и предложены, а Правительством поддержаны такие меры, как: 

- освобождение до конца 2020 года от налога на имущество; 

- освобождение до конца 2020 года от начисления и уплаты налогов и других платежей с фонда оплаты труда; 

- предоставление отсрочки уплаты до 1 июня 2020 года по другим налогам и обязательным платежам в бюджет; 

- внедрение отсрочки по платежам по договорам банковского займа до 1 октября 2020 года. 


Кроме того, были внесены изменения в действующие государственные программы поддержки предпринимательства в части расширения мер по финансированию оборотных средств, унификации процентной ставки до 6% годовых и увеличению суммы кредита с государственным гарантированием под него. В рамках программы Дорожная карта бизнеса были сняты отраслевые ограничения для субъектов отрасли, ранее льготные кредиты могли выдаваться только гостиничному бизнесу, а теперь и туроператорам с турагентами. 


Также, в целях поддержки персонала туркомпаний, в течение 2-х месяцев государством выплачивались социальные выплаты в размере минимальной заработной платы. 


«Необходимо отметить, что согласно данным статистики в данном секторе эта сумма составляла более 40% от среднемесячной заработной платы. После отмены режима ЧП были поэтапного ослаблены карантинные ограничения для восстановления рынка туристских услуг.


И уже к 30 мая прошлого года восстановлены практически все внутренние авиамаршруты, а с 1 июня между регионами восстановлено Ж/Д сообщение и регулярные автобусные перевозки. К 20 июня начали постепенно возобновляться международные авиарейсы и казахстанские туристы смогли в тот же день вылететь на отдых в Турцию. На сегодня восстановлено авиасообщение, практически, по всем популярным курортным направлениям, таким как ОАЭ, Египет, Мальдивы, Шри-Ланка и, в зависимости от эпидемиологической ситуации в мире, этот перечень будет расширяться», - сказал председатель Комитета индустрии туризма Дастан Рыспеков. 


В целях обеспечения деятельности субъектов турбизнеса после выхода страны из Чрезвычайного положения успешно сработал разработанный алгоритм работы курортов, зон отдыха, санаториев в условиях карантинных ограничений с обеспечением санитарно-эпидемиологической безопасности персонала и отдыхающих. На постоянной основе работали созданные в акиматах регионов мониторинговые группы, которые отслеживали соответствие туробъектов принятым алгоритмам, рассказал Д. Рыспеков. 


«Бизнес ответственно подошел к этому вопросу, подготовился к началу туристского сезона, закупил средства защиты и организовал работу с соблюдением всех требований, - отметил председатель Комитета индустрии туризма. - Представители нашего ведомства с коллегами из акиматов посетили ряд баз отдыха и убедились в этом воочию.


Отрадно отметить, что в условиях пандемии Правительству совместно с частным инвестором удалось завершить строительство, а в начале июля 2020 года запустить самый крупный в Центральной Азии 5-звездочный отель курортного типа «Rixos» на побережье Каспийского моря на 500 номеров вместимостью до 1800-2000 человек. Многие туркомпании за счет сотрудничества c отелем по реализации туристских путевок смогли улучшить свое финансовое положение. Только за август 2020 года в отеле отдохнуло порядка 20 тысяч человек, а на конец года этот показатель достиг более, чем 75 тысяч человек». 


Таким образом, по словам Д. Рыспекова, во внутреннем туризме отрасли была предоставлена возможность работать и выполнять свои обязательства перед клиентами, даже в тех регионах, которые находились в зоне риска. По данным Комитета, во всех курортных местах не оставалось свободных мест для бронирования, вплоть до конца летнего туристского сезона прошлого года. 


В целях скорейшего восстановления отрасли и повышения ее инвестиционного потенциала на долгосрочную перспективу (на пятилетний период - до 2025 года) в рамках законопроекта были разработаны дополнительные меры стимулирования развития отрасли такие как: 


- возмещение затрат частного бизнеса при строительстве туристских объектов и объектов придорожного сервиса - до 10% от суммы инвестиций; 


- возмещение 25% затрат по приобретению горнолыжного оборудования и транспортных средств туристского класса;


- субсидирование затрат туроператоров за каждого иностранного туриста в размере 15 000 тенге; 


- возмещение 100% провозной платы за детей по внутренним авиамаршрутам; 


- субсидирование затрат на содержание санитарно-гигиенических узлов в размере 83 300 тенге. 


За счет реализации данных мер планируется получение мультипликативного эффекта за 5 лет в виде привлечения в экономику 180 млрд тенге дополнительных доходов в бюджет, создания более 170 тыс. рабочих мест и реализации не менее 1000 проектов.



Address Nur-Sultan c Turan s. 1 , 14 f
Phone +7 (7172) 919-500 +7 (7172) 919-538